Рубрики
Ловля рыбы

Рыбалка неводом зимой подо льдом

Мунха

Ежегодно в Якутии проходит народный праздник, посвящённый ловле карася под названием «Оо, собо барахсан!».

С каждым годом он становится всё популярнее, на него съезжаются участники и гости с разных уголков республики. Общественность выступает с инициативой об учреждении в республике «Дня карася».

Мунха – так называется древний способ зимней рыбалки. Якутский карась, или, как его называют местные, собо, может впадать в спячку, выдерживая промерзание водоёма до самого дна. Нагулявшая жир рыба, пойманная прямо перед спячкой, помогает якутам переживать суровые зимы.

Для народа саха «Оо, собо барахсан!» это своего рода зимний праздник со своими обрядами и обычаями. Выходят на зимнюю ловлю всей деревней, приезжают также и с других улусов.

Кульминацией праздника традиционно становится конкурс «Самый крупный карась». Обычный победитель весит почти 3 кг. В завершении мероприятия, «карася-чемпиона» продают с аукциона.

Праздник сопровождает выставка народных мастеров, на которой выставляются необычной красоты поделки, украшения, картины, панно из рыбных костей и чешуи.

Якутский карась стал своего рода брендом, а мунха на карасей очень распространена, о ней много пишут в интернете и соцсетях. Праздник проходит в ноябре. К этому времени в Якутии уже наступают двадцатиградусные, а то и тридцатиградусные морозы, и озера покрываются достаточно крепким льдом.

Словом мунха называют не только процесс ловли рыбы, но и специальный невод, позволяющий разом получить улов с целого озера. Устройство этой снасти сохранилось с древних времён: мунха состоит из двух крыльев длиной от 100 метров и более, а в месте их соединения находится «мотня», куда в итоге сбивается вся пойманная рыба.

При удачной рыбалке за один раз можно поймать несколько тонн карасей. Поэтому главное условие, которого придерживаются все рыбаки, — после улова дать озеру отдохнуть.

Рыбаки развенчивают миф о том, что вылавливают всю рыбу. Заверяют, что такая рыбалка, наоборот, очищает озёра и спасает карасей от гибели.

Якутский карась известен своей питательностью, благодаря витаминам А, С, Е поддерживается иммунитет в норме. Также рыба позволяет уберечься от цинги. Как раз во время мунхи карась уже нагулял жир и становится особенно ценным и вкусным. Рыба традиционно занимает важное место в рационе местных жителей.

Перед началом мунхи старший и самый опытный рыбак проводит обряд «кормления» и задабривания духа – покровителя охотников и рыбаков в якутской мифологии Баай Байаная. По обычаю разжигается небольшой костёр, и со словами благодарности в огонь бросают оладьи. Затем участники мунхи проходят обряд очищения, обойдя костер по кругу по направлению солнца три раза.

Не допускаются к такой рыбалке люди, которые были на похоронах до истечения 40 дней и беременные женщины. Объясняют рыбаки это тем, что природа чувствует таких людей и не делится дарами.

Мунха будет удачной, только если все присутствующие будут слаженно работать. Принято делиться на бригады по 15-20 человек, во главе которых ставят уважаемых всеми стариков – мастеров мунхи, хранителей традиций, которые отлично знают особенности местности и рельеф озерного дна. Они интуитивно указывают места, где нужно прорубить большие полыньи чардаат, которые используются для спуска и вытаскивания невода.

Между полыньями продольно с двух сторон делаются лунки, по которым самые сильные участники мунхи будут тащить «крылья» невода. К крыльям привязывают веревки с палками – ютюмях. После спуска невода ютюмях идут вместе с ним подо льдом: у каждой лунки их ловят деревянным крюком и пускают дальше до самого места вытаскивания «мотни».

В это время бригада, обычно состоящая из самых юных рыбаков, изо всех сил стучит по льду шестом, шумит и кричит, загоняя рыбу к главной проруби, где встречается с теми, кто тянет мунху. Крылья невода обязательно тянут порознь, чтобы не запутывать сети.

В итоге невод проходит практически по всему периметру озера, гарантируя улов.

К каждому этапу мунхи подходят с ответственностью и тщательной подготовкой. Уже когда наступает время вытаскивать невод, расчищают место для рыбы. Карасей черпают из проруби сачками суур и выносят на расчищенный лёд. Затем наступает самая приятная часть – пойманную рыбу делят обязательно поровну между всеми участниками мунхи.

В случае богатого улова нельзя слишком громко выражать радость – это может рассердить Баай Байаная, и в следующий раз он не будет так благосклонен.

Кстати, кружащий в небе во время мунхи чёрный ворон – хороший знак, сулящий удачный улов. Ещё лучше если птиц будет несколько. Тем более, что они отлично понимают – без еды не останутся, и являются частыми гостями во время подледного лова.

Озера, где можно неводить, якуты тщательно берегут. Туда не водят скот на водопой, запрещается шуметь во время нереста рыбы, зимой делаются специальные лунки для насыщения озера кислородом. Опытные люди советуют давать водоёму, откуда не раз брали богатый улов, «отдых» в течение года как минимум. В некоторых случаях даже могут выловить карасей из богатого озера с единственной целью – выпустить их там, где рыбы практически не осталось. Через несколько лет экологический баланс будет восстановлен, рыба даст достаточно потомства, и её снова можно будет добывать.

https://ddn24.ru/activity/prazfnik/munha

Ловят неводом, рассчитывая только на себя и лошадей. Несколько дней на льду Байкала с бригадой рыбаков

На лёд священного моря мужики выезжают ещё до восхода солнца, в мороз. Рыбалка для жителей Посольского, как и других прибайкальских сёл, не хобби, а промысел, без которого не выжить:

— Ещё маленько, ну пошёл, пошёл, пошёл.

От берега до Истоминского сора, где планируют забрасывать невод, по озеру километров пять. Из техники взяли только трактор — для бурения лунок.

Остальное в трудоёмком процессе сделают люди и лошади.

Кстати, кобыл на лёд стараются не брать: зимой, в разгар сезона, у них время жеребиться, а силы, чтобы крутить рыболовную снасть, нужны немереные.

Стартовую точку рыбаки называют запуском. В майну спускают соединённые между собой доски с верёвкой. Процесс отдалённо напоминает шитье иглой:

— Туда пропускай.

Стежок на длину доски и следующая лунка. За несколько часов залив словно «сшивают». И к растянутым на несколько километров канатов, привязывают невод.

Эта работа для самых опытных рыбаков. Ни современная техника, ни гаджеты не способны правильно поставить, а затем протащить огромный невод подо льдом, подведя его к финальной точке:

— Вот это признак, что должна быть сорожка, много мало попадет, когда вот так заичеится в неводу.

Вопреки ожиданиям, первым делом на поверхности льда появляются водоросли.

Основную часть подводной растительности составляет элодея канадская. Заморскую водоросль обнаружили в байкальских сорах 40 лет назад. По одной из версий, виновниками стали аквариумисты, по другой — рыбаки, занесшие элодею на винтах лодок из вод Иркутского водохранилища. В советское время богатое йодом растение за деньги забирали птицефабрики, сейчас трава так и остаётся на льду.

На этот раз в снасть бригады Павла Благодетелева попало примерно 300 килограммов рыбы. В основном окунь, сорога, щука, карась. После обмеления исчез из байкальских соров сазан, сточные воды вытеснили налима.

— Первый день у нас был удачный. Добыли немного. Потом фортуна от нас отвернулась, — говорит бригадир рыбаков Павел Благодетелев.

Рыбаки — народ суеверный, они почти никогда не произносят слово «последний», говорят — «крайний». Но, учитывая возможный запрет добычи омуля, этот зимний сезон действительно может оказаться последним.

https://vestiirk.ru/news/loviat-nevodom-rasschityvaia-tolko-na-sebia-i-loshadei-neskolko-dnei-na-ldu-baikala-s-brigadoi-rybakov/

Мунха — это традиционная зимняя рыбалка у якутов, участие в которой принимают целыми деревнями, а потому и улов получается достаточно приличным. О том, как проходит эта рыбалка, смотрим и читаем далее.

Далее слова автора:

Сперва, что такое «Муҥха»? Конечно можно погуглить, но расскажу вам своими словами. «Муҥха» или русское произношение «Мунха» переводится как «невод». В Якутии широко распространена мунха в зимнее время года, обычно это первая половина ноября, но опять-таки все зависит от сезона, погоды. Мунха это подледный вылов карася неводом. Мунха практикуется тоже летом, например на тугуна.
Карась это основной рыбный рацион народа саха. Карась жарим, фаршируем, а уха из карася это вообще вкуснятина. Одним словом очень много блюд можно приготовить из карася (оладьи, котлеты итд).
В Якутии более 600 тысяч озер, не ту страну назвали «Страной тысяч озер». Мунха распространена в улусах вилюйской, центральной и заречной группы. Мунха для якутов является священным обрядом, испокон веков она объединяет наш народ, является вторым по массовости событием года. С малых лет с радостью посещаю мунху, на малой родине в селе Жемкон Вилюйского улуса всем наслегом выходили на мунху. Мунха это не только вид рыбалки, но и праздник. Выловленная рыба помогает нам пережить суровую якутскую зиму!

Готовим сеть (илим)

Остановились в охотничьей избушке (үүтээн) конебазы. красивая якутская лошадь

Загружаемся, еще несколько километров до озера

Прорубаем большую прорубь (чардаат, ойбон), откуда протянем сеть подо льдом

Лев Новгородов расширяет прорубь, Дмитрий Шарипов очищает чардаат ото льда

Нырыыһыттар (нырыы — длинная березовая палка, которой рыболовы ударяют через прорубь по дну озера, чтобы загнать рыбу в сеть)

Основной процесс начался. пусть Байанай (дух природы, покровитель охотников) нам даст рыбы

Старейшина Николай Семенович дает советы

Я очищаю снег рядом со второй прорубью, здесь будем вытаскивать сеть

Глава Мальжагарского 2-го наслега Олег Иринеев начинает вытаскивать илим

Вот и угощения Байанай, Гаврил Терентьев с радостью собирает рыбы

Последний раз побывал на мунхе уже в далеком 2001 году, начиная с этого года постараюсь не пропускать

Радостный Станислав Григорьев, он лидер молодежи Оймяконского района, впервые побывал на мунхе

Василий Данилов и Лев Новгородов самые активные мунхасыты

Сеть собрали, сейчас загрузим в машину и на этом мунха закончилась

Золотое правило мунхи — делят добычу поровну и каждому участнику процесса достается рыба. Наверное вы уже заметили, что нас было мало (всего 20 человек). На мунхе могут участвовать сотни человек, когда все село выходит. А сколько карася добывается? Все по разному от нескольких килограммов (в редких случаях) до несколько тонн.
Мы решили выловленную рыбу передать в дом-интернат для престарелых и инвалидов, это счастье когда ветеран насладиться ухой из свежевыловленного карася.

https://trinixy.ru/121975-munha-zimnyaya-rybalka-po-yakutski-17-foto.html

Электронная библиотека
Публикации о музее-заповеднике «Кижи»

Метки текста:

Рыболовство один из основных традиционных промыслов населения, на протяжении столетий проживавшего на территории современной Карелии.

Рыболовство – один из древнейших промыслов. Это подтверждают различные источники. Первые из них – находки археологов.

На территории Карелии, в частности, Заонежья, археологи выявили несколько поселений, находки в которых позволяют рассуждать об использовании рыбы в качестве пищи. Это, прежде всего, Оленеостровский могильник (начало VI тысячелетия до н. э.), в котором обнаружены фрагменты рыболовных крючков. В Кижских шхерах в окрестностях залива Вожмариха, также обнаружены фрагменты приспособлений для рыбной ловли. На стоянках VII – сер. V тысячелетий до н. э. помимо крючков, найдены также грузила для сетей, что, по мнению археологов, говорит о древности ловли рыб сетями. [1]

В ХV-ХVI веках начинается документально зафиксированная история рыболовных промыслов. До наших дней сохранилось мало источников этого периода. Главным образом, это писцовые книги, в которых приведена перепись населения, земельные наделы, рыболовные угодья. В писцовой книге 1582/83 г. перечислены виды рыб, снасти, рыболовные угодья в Заонежье. [2]

Фото 1

На заднем плане расположена баня. Сама постройка представляет из себя клеть с перерубом. На конструкции кровли отсутствуют традиционные для XIX века элементы: шелом, потоки, курицы, причелины. Соответственно, крепление досок кровли сделано иным способом. Можно предположить, что кровля фиксирована гвоздями. На берегу стоит традиционная лодка. Отчетливо видны ее основные особенности: двухкокорность и широкие доски набоев.

Фото 2

Фото 3

По поводу этой ловушки находим замечание у В. Н. Майнова. Он пишет, что подобными орудиями крестьяне вылавливают всю рыбную молодь, не давая возможности вырасти до нормальных размеров. Крестьяне сознавали губительность этой ловушки, но она была проста в изготовлении и давала хороший улов. [7]

Фото 4

Фото 5

Фото 6

Фото 7

Тапио Пиха. Сведения об авторе отсутствуют.

Фото 8

Эта снасть появилась на Онежском озере в XIX веке. Н. Н. Пушкарев, ссылаясь на исследования экспедиции Данилевского, пишет о широком распространении мереж около 1870 г. благодаря крестьянину Ивану Васильеву Костину, увидевшего лов мережами на р. Суне, куда они попали от рыбаков Ладожского озера. [11]

Фото 9

Энсио Линдхольм. Сведения об авторе отсутствуют. Фотография сделана на Олонецком перешейке. Дата неизвестна, точное место не указано (Aunuksen kannas).

Фото 10

Эркки Дж. Виитасало. Сведения об авторе отсутствуют. Фотографии сделаны 1 июня 1942 г. в д. Паданы, Медвежьегорского района.

Фото 11

Фото 12

Фото 13

Р. Сиерла. Сведения об авторе отсутствуют. Фотография сделана 16 октября 1941 г.

Фото 14

Ким Борг. Родился 7 августа 1919 г. в Хельсинки. Был певцом (бас), учителем и композитором. Умер 28 апреля 2000 г., Фреденсборг, Дания.

Фото 15

Фото 16

Фото 17

В трудах других исследователей Онежского озера также упоминаются продольники, но приведены другие размеры: Пушкарев Н. Н. упоминает о 800 метрах. [16] Майнов В. Н. пишет, что продольники были до 400 метров длиной. [17] Чем объясняются разные данные сказать сложно. На размеры снастей влияло множество факторов, к примеру, такие как: особенности водоема, финансовые возможности рыбаков, погодные условия.

Фото 18

Фото 19

Курт Дж. Норлунд. Сведения об авторе отсутствуют. Фотография сделана 12 мая 1942 г. в д. Мяндусельга, Медвежьегорского района (озеро Семчозеро).

Фото 20

По свидетельствам информантов (А. Е. Назарьев, д. Кургеницы, М. Е. Арчакова, д. Совдозеро) ставили мережи в болотистые берега. Лов начинали весной, как оттаивают берега, когда урчали лягушки, ловили до появления на березе листа с копейку.

Лаури Санту. Лейтенант Финской армии. Фотографии сделаны 10 июля 1942 г.

Фото 21

Фото 22

Фото 23

Вывод

Фотофиксация процесса лова рыбы, рыболовных снастей, выполненная финнами в 1941-1943 гг., типична для крестьянского быта ХIХ – первой половины ХХ века.

Фотографы зафиксировали разнообразные рыболовные снасти: сак, невода, сети, мерды, мережи, продольники.

Фотографии позволяют увидеть инвентарь для складывания и переноса выловленной рыбы: корзины, в основном щепные (№3,16, 23).

Не менее ценная информация представлена малыми архитектурными формами: баней, мостками (№1, 3), вешалами (№2), а также лодками (№1, 3, 9, 14, 20, 21). В некоторых лодках интересной деталью является наличие ворота (№ 11), а в гатчинской лодке (№14) – коротких весел.

    Герман К. Э., Мельников И. В. Исследования мезолитических поселений в Южном Заонежье // Кижский вестник №8. Петрозаводск, 2003. С.233-234 История Карелии 16-17 вв. в документах. Т.3. Петрозаводск-Йоэнсуу. 1993 г. с. 162 Бергштрессер К. Ф. Опыт описания Олонецкой губернии. Спб, 1838; Кесслер К. Ф. Материалы для познания Онежского озера и Обонежского края, преимущественно в зоологическом отношении. — СПб, 1868; Поляков И. С. Три путешествия по Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1991; Майнов, В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб, 1877. Песни, собранные П. Н.Рыбниковым. Т.1. Петрозаводск, 1989. С.55-59. Георгиевский М. Д. Рыбы Олонецкой губернии и ловля их. // Олонецкие губернские ведомости. Петрозаводск, 1890. №12. С. 122 Георгиевский М. Д. Рыбы Олонецкой губернии и ловля их. // Олонецкие губернские ведомости. Петрозаводск, 1890. №10. с.99 Майнов. В. Н. указ. соч. с. 88 https://fi. wikipedia. org/wiki/Akseli_Neittamo. Кесслер К. Ф. указ. соч. с.38; Майнов В. Н. указ. соч. с. 80 Памятная книжка Олонецкой губернии на 1866 год. Петрозаводск. 1866, с. 42; Майнов В. Н. указ соч. 81 Пушкарев Н. Н. Рыболовство на Онежском озере. Спб. 1900. с.103 Пушкарев Н. Н. указ. соч. с. 106 Майнов В. Н. указ. соч. С. 87 Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1905. с. 101; Песни собранные П. Н. Рыбниковым. Т. 1. Петрозаводск, 1989. с. 61; Пушкарев Н. Н. указ. соч. с. 83 Кесслер К. Ф. указ. соч. с. 39 Пушкарев Н. Н. указ. соч. с. 109 Майнов В. Н. указ. соч. с. 90 Поляков И. С. Три путешествия по Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1991, с. 57

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

https://kizhi. karelia.ru/library/borisova-obzor-fotografij

Ловля снетков

Рыбалка неводом зимой подо льдом

В течение всего года почти без перерыва, но в Чудском озере зимняя ловля незначительна, вероятно потому, что здесь снеток уходит на зимовку в самые глубокие места. В последнее время весенний лов практикуется уже далеко не повсеместно, так как даже сами рыбаки начинают приходить к тому убеждению, что ловля во время нереста уменьшает количество осенних и зимних уловов, дающих рыбу более ценную и с более обширным сбытом.

Весенний лов производился прежде в Псковском озере, главным образом в устье Великой, неводами около 420 м длины с мотней до 10,5 м. Почти такими же неводами ловят во время нереста в устьях Шелони и Ловати, на озере Ильмене, Ковжи и Кемы, на Белоозере, но здесь, кроме того, вычерпывают большое количество рыбы частыми саками, вроде наметки. Летний лов начинается обыкновенно с 1 августа (Псковское озеро). Осенний лов считается с 8 сентября до замерзания, зимой — с замерзания озера до его вскрытия.

Наибольшее количество снетка добывается, конечно, зимой, а так как неводная ловля подо льдом производится совершенно иначе, чем летом и осенью, и известна весьма немногим, то я приведу здесь описание этого лова на Псковском озере, который в общем, кроме названий терминов, немногим лишь отличается от зимнего неводного лова в других русских озерах и реках.

Для ловли снетков употребляется в это время большой невод (запас), состоящий, как всегда, из двух крыльев и мотни (матки), только эти части невода имеют более частые ячеи, чем для ловли другой рыбы.
В Псковском озере большая часть пойманного снетка продается скупщикам-прасолам и поступает на снетосушильные заводы, нов других местах он сушится только летом и осенью, а зимний снеток поступает в продажу мерзлым Лучший сушеный снеток — талабский, желтоватого цвета, а из мороженых всего дороже ценится крупный и белый белозерский снеток. Сушится он в больших печах, нарочно для этого устраиваемых, и сушится в различной степени, смотря по тому, имеется ли в виду ближний или дальний сбыт.

Снеток, особенно сушеный, частью и мороженый, имеет весьма обширный сбыт и сравнительно очень высокую стоимость.
Это важное экономическое значение снетка объясняется как его многочисленностью и быстротой размножения, так еще более его высокими качествами. Обладая большим количеством жира, снеток дает дешевую и питательную пищу.

Более нежели вероятно, что со временем промысловое значение снетка значительно увеличится, так как не подлежит никакому сомнению, что он всего успешнее размножается там, где крупная рыба почти выловлена. Таким образом, очень многие озера ожидает участь Псковского озера, в котором с давних времен производится едва ли не самый интенсивный неводный лов, обусловливаемый удобствами этого лова. Можно даже сказать, что разведение снетка в сильно вылавливаемых озерах средней России было бы весьма желательно, во всяком случае более желательно, чем разведение, например, форели и сигов — рыб несравненно более прихотливых и все-таки, несмотря на свою ценность, гораздо менее важных, чем снеток.

В неглубоких (хотя и не особенно мелких) и кормных бассейнах снеток с выгодой мог бы занять место щуки, окуня, плотвы и других сравнительно дешевых озерных рыб, имеющих некоторую ценность только в свежем виде, тем более — место совершенно ничего не стоящей верховки. Снеток, подобно корюшке, очень живучая рыба и, если не помять и осторожно вынуть из невода, без сомнения, может выдержать более дальнюю перевозку, чем, напр., окунь и щука.
Само собой разумеется, что для рыболова-охотника снеток может иметь только значение хорошей насадки для ужения окуней.

http://onhook. net/article/idarticle/201

Последнее рыбацкое племя Северного Китая бережно хранит свои традиции

СУНЪЮАНЬ (SONGYUAN), Китай, 31 декабря 2018 г. /PRNewswire/ —17-й Фестиваль культурного туризма и рыбной ловли на озере Чаган начал работу 28 декабря, чтобы в очередной раз познакомить туристов из всех регионов Поднебесной и различных стран мира с уникальными обычаями и традициями последнего рыбацкого племени на севере Китая. Демонстрация древнего традиционного метода рыбной ловли с установкой подледной сети и лебедки, привязанной к лошадиной упряжи, положила начало сезона зимней рыбалки.

Озеро Чаган, входящее в десятку самых крупных в Китае пресноводных озер, расположено в городе Сунъюань на северо-западе провинции Гирин. На протяжении вот уже нескольких тысячелетий местные жители бережно хранят старинную традицию зимней рыбной ловли. Благодаря поддержке региональных властей, им удалось сберечь этот обычай в первозданном виде, включая поклонение божеству озера, пробуждение невода, размещение сети подо льдом и другие процессы, без сомнения, являющиеся крайне редким зрелищем в современном обществе.

Сеть, используемая для зимней рыбалки на озере Чаган, может превышать 1 000 метров в длину, а для ее крепления необходимо пробурить во льду озера почти 100 отверстий. Длинные деревянные шесты с металлическими крюками используются для установки сети под ледяным покровом. Местным жителям даже удалось попасть в книгу рекордов Гиннеса, поймав в одну сеть свыше 600 000 килограммов рыбы.

По сравнению с другими частями света рыболовецкие традиции озера Чаган уникальны с точки зрения социума, локации и гуманности. Отличаясь чрезвычайной простотой и самобытностью, эта по-прежнему процветающая древняя практика — единственный в мире пример ловли рыбы, осуществляемой к северу от 45 градуса северной широты. В 2008 году практика была включена с перечень объектов национального нематериального культурного наследия. С тех пор этот регион находится под защитой провинциального правительства. «Прыгающая рыба на ледяном озере» стала одной из восьми самых известных и популярных зрелищ у гостей и жителей Гирина. Местные власти прилагают все усилия для включая традиции озера Чаган в список мирового нематериального наследия ЮНЕСКО.

Каждую зиму из глубин Чагана вылавливают около 1,5 млн кг рыбы. Интегрированная реализация природоохранных, культурных и туристических инициатив принесло рыбацкой деревне валовый общественный продукт в размере свыше 200 млн юаней (29 млн долл. США). Невзирая на растущий спрос и популярность, городское руководство распорядилось не повышать объемы допустимого зимнего вылова рыбы, обеспечив тем самым сохранение экологии озера.

Зеленые холмы и прозрачные воды, лед и снег — чрезвычайно ценные ресурсы. Охрана окружающей среды и туризм способны дополнять друг друга. Местные власти разработали ряд нормативных положений для продвижения взаимовыгодного развития экологии и экономики региона.

Фестиваль культурного туризма и рыбной ловли продлится до 28 февраля 2019 года. Мероприятие организуется Управлением по вопросах культуры и туризма провинции Гирин и городским правительством Сунъюаня. Город, снискавший себе славу привлекательного объекта для иностранных инвестиций и обладающий колоссальным потенциалом для развития туризма, активно популяризует зимние виды отдыха и свою уникальную традицию рыбной ловли.

https://www.prnewswire.com/ru/press-releases/poslednee-rybatskoe-plemia-severnogo-kitaia-berezhno-khranit-svoi-traditsii-800971936.html

Рыбалка зимой в Якутии

В большой зимней рыбалке сетями, я участвовал всего лишь один раз и то подростком. Но это событие крепко врезалось в мою память. Было начало зимы, лед встал совсем недавно. Однажды отец сказал, что завтра будет «улахан мунха» — большая рыбалка сетями. Утром, плотно позавтракав и тепло одевшись, пошли к зданию сельсовета, где уже стояла огромная толпа. Были не только мужчины, но и много женщин и даже маленьких детей. Все это напоминало всеобщее празднество, какой-то зимний ысыах. Огромное количество народа собралось в несколько бригад по 15-20 человек и, погрузившись в кузова нескольких грузовиков, а также в один автобус, поехали на озеро славившейся своими карасями – крупными, жирными. По пути было весело – поскольку женщины все погрузились в автобус, мужики «согревались» традиционным методом и, перекрикивая рев машины, активно обсуждали курьезы случившиеся в прошлых «улахан мунха».
На месте, в отличие от праздников, все спешно начали работать – в зимнее время каждая минута на счету, надо было успеть порыбачить до сумерек, столь быстро наступающих. По периметру огромного озера группы разбрелись поодаль друг от друга и начали искать место, где можно было наверняка пустить сети под лед…

Надо сказать, подледная ловля неводом дело намного сложнее, чем в открытую. И дело не только в трудоемкости, ведь полыньи надо делать именно там, где должна быть рыба. То ли дело летом – не нашел в одном месте, передвинулся в другое и вся недолга.
Поэтому, во главе каждой бригады стоит «бригадир», обычно старик, хорошо знающий что, где и как. Он то и верховодит над всем процессом, говорит, кто что должен делать. В то время пока одни подготавливают невод к спуску под воду, другие прорубают большие полыньи «чардаат», на месте спуска и на месте вытаскивания невода с добычей. Между ними продольно с двух сторон прорубаются маленькие отверстия, по которым будут протаскивать крылья невода. «Крылья», это две стороны сети, разделенные мешком, «маткой невода». К этим крыльям привязываются веревки с палками, и начинается, собственно, сам процесс рыбалки. Палки пускаются вдоль по отверстиям, в которых их ловят и пускают дальше к другому отверстию, так до самого места выемки рыбы. В это время, навстречу к движению сети, идут несколько человек с громким шумом мявом, постукивая по льду – загоняют рыбу. Так невод идет к большой полынье, где и встречаются загонщики с теми, кто тянул сеть. Оба крыла тянут порознь, так, чтобы не запутать сети, и ждут появления «матки». Именно в ней и должна прийти основная масса добычи. До этого остается гадать по редким зацепившимся рыбинам на крыльях, хорош ли улов или все труды впустую? Наконец, «матки» приближается, если слышен шум, рыбаки радостно перемигиваются, улов есть! И все еще не шумят, боятся спугнуть удачу…

…С первого же раза у нас рыбалка не задалась – сети запутались о шесты, на которых осенью ставились «мончууктар» – манки-чучела уток. Еще не слишком раздраженные (сети удалось быстро выпростать), беззлобно ругаясь на «бригадира» растяпу, поспешно прорубили другие полыньи и спустили сети снова. И снова неудача – рыбы пришло всего чуть больше трех ведер. Тихо нарастала злоба – другие бригады вытаскивали уже второй раз и, судя по веселому гомону, с хорошими результатами. «Старик видимо совсем выжил из ума, видно же было, что на берегу стоит «дугда» — охотничий скрадок»! Хочется спросить, мол, «а куда сами смотрели», но благоразумно молчу – под горячую руку можно и по шее получить…

Добыча при подледной ловле неводом колеблется от почти ничего до десяток мешков рыбы за раз. И если улов средний, то имеет смысл в той же полынье спустить сети еще раз. Но обычно, если время позволяет, прорубают, совершено в другом месте и снова полагаются на сметливость «бригадира» и на удачу. Большая неудача если сети зацепятся под водой о что-нибудь. Почти невозможно вытащить сети целыми, если они зацепились о подводную корягу. А северный день недолог — солнце уходитза горизонт уже в четыре дня…

…И вот, злые, мокрые, продрогшие мы решили запустить сети в последний! раз. Сети шли тяжело. Недобро переглядываемся – неужели опять зацепило?! Но… о удача! Вытаскиваем туго набитую, кишащую рыбой «матку»! Байанай биэрдэ! За один раз мы вытащили столько рыбы, что с лихвой окупили все наши предыдущие неудачи…

Как и все серьезные дела, рыбалка сетями имеет свои традиции, обычаи. Так, строжайше запрещено прикасаться к рыбацким принадлежностям женщинам. Если случится так, что женщина перешагнет разложенную сеть, то в рыбалку в тот день никто не пойдет – удачи не будет, примета похуже «закудыкивания». Нельзя громко радоваться при удаче, вообще надо делать недовольное лицо – Байанай может посчитать, что раз люди радуются, то им улова уже хватает. Не знаю, везде ли, но в наших краях, Чурапче, есть обычай оделять добычей всех, кто присутствовал при рыбалке. Вне зависимости, участвовал человек или нет. Поэтому иногда во время рыбалки приходят женщины с детьми и стоят чуть поодаль, во время всего процесса. Обычно те, у кого нет дома мужчины добытчика. И им непременно уделяют часть добычи. Вернее, уделяли. В таком в массовом мероприятии, который я описал, не участвующие в рыбалке покупали талоны, по которым они и получали рыбу. И, наконец, обычай, действующий как на охоте, так и на рыбалке – нельзя играть добычей, опять же, Байанай обидится.

Этот, канонизированный рассказом классика якутской литературы, Платона Ойунского оригинальный способ рыбалки, в наше время почти не практикуется. Этот способ называется

Собственно, «куйуур» это и есть орудие лова, снасть похожая на сачок для ловли бабочек, только размером покрупнее и сооружена покрепче. Все-таки, даже мелкая рыба она будет крупнее, чем самый большой махаон. Обычно куйууром ловят именно мелкую озерную рыбу, мелких карасей и гольянов.
Для этого находится место, где лед прохватил местность наглухо, оставив маленькие островки воды подо льдом. Обычно это естественные донные впадинки. Там то и зимует гольяны и карасики. Если в такой канавке скопилось много рыбы, когда пешней прорубают лунку с фонтаном воды (в промерзшем озере вода находится под давлением) наружу выплескиваются полусонные рыбки. Это означает, что место выбрано для куйуура выбрано верное. Рыбак при таком раскладе спешно начинает делать особую лунку – ссужающуюся снизу и раструбом расширяющуюся. Потом снасть опускается в лунку и рыбак начинает вращать куйуур по часовой стрелке создавая внутри лунки водоворот. Сонная рыба попадает в этот смерчик и подхватывается в сеть «сачка». Периодически рыбак выметает рыбу на лед и тут же снова опускает куйуур в воду и продолжает вращать. Так, пока рыбы становится мало. Далее «оператор» куйуура снова ищет подходящее место, долбит новую лунку и далее все начинается по новой. В старину этим способом бедный люд весной спасался от голода. Теперь этот способ существует как спортивное состязание.

Сейчас этот способ практикуется как вид состязания. Соревнующиеся на скорость прорубают лунки пешней, но основная категория, конечно, размер и масса улова. Впрочем, размер рыбы добытый таким способом, неважный, в основном полусонные гольяны и карасики. Как обыватель, я вынес из того, что видел, что занятие это довольно нудное, трудное и грязное. Самое грязное из всех видов рыбалки. Ибо вместе с рыбой на лед выплескивается приличное количество тины и грязи. Можно заляпаться с ног до головы.

И, наконец, старая добрая

И эта рыбалка не отличается в Якутии от всех других регионов. Разве что временем — декабрь, январь, февраль, часть марта, когда на улице -40 и ниже, не всякий пойдет на лед. Да и долбить весной лед толщиной от 70 см до 130 см, не всякому покажется приятным времяпровождением.
Наверняка все кто зимой переправлялся через реку, видели фигурки, одиноко чернеющие на снежной глади. Человеку, предпочитающему отдых в черте города, в театрах, в боулинг-центре или на худой конец в кабаке, не понять, в чем прелесть такого времяпровождения. В трех-четырех второсортных рыбешках типа сороги или пескаря? Не думаю.

https://oefanishhe. livejournal.com/2792.html