Рубрики
Прикорм

Все утро я ловлю рыбу

1. К личным местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется н, например: зашёл к нему, разговаривал с ним, близ него, возле него, вокруг неё, кругом них, мимо них, напротив неё, посреди них.

Примечание. Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом (подобно ему, наперекор ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его, он учится лучше её).

2. Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшие названные ранее существительные, например: Девушка запела песню, и она (т. е. песня) всем понравилась.

При несоблюдении этого правила может возникнуть неясность или искажение смысла, например: Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он (монтёр или начальник цеха?) не явился.

3. Не следует заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа собирательные существительные (студенчество, крестьянство, листва, учительство, большинство и т. п.). Например, неправильно построены такие предложения: Большинство нашего класса уезжает в туристский лагерь. Они пробудут там две недели (вместо местоимения они следует использовать существительное школьники или ребята).

4. Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые производят действие, например: 1) Лиза подняла на него свои ясные глаза. (Т.); 2) Теперь благослови, мать, детей своих. (Г.); 3) Ты для себя лишь хочешь воли. (П.); 4) Я памятник себе воздвиг нерукотворный. (П.) При несоблюдении этого правила при употреблении местоимений свой и себя может возникнуть неясность, двусмысленность, например: Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон (чей чемодан: рассказчика или товарища?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить, например, так: Я попросил товарища, чтобы он внёс свой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести мой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести его чемодан в вагон.

Мать велела сыну налить себе чаю (кому налить: матери или сыну?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить так: Мать велела, чтобы сын налил ей чаю; Мать велела, чтобы сын налил себе чаю.

5. Часто местоимения выступают как средство связи предложений в тексте.

265. Спишите, употребляя местоимения в нужных падежах. Падежи этих местоимений укажите.

1) Хорь много знал, и от (он) я многому научился. (Т.) 2) Здесь тучи смиренно идут подо (я); сквозь (они), низвергаясь, шумят водопады; под (они) утёсов нагие громады. (П.) 3) Я пошёл прямо к Вернеру, застал (он) дома и рассказал (он) всё. (Л.) 4) Захар воротился и, косясь на Тарантьева, проворно шмыгнул мимо (он). (Гонч.) 5) Из тёмного леса навстречу (он) идёт вдохновенный кудесник. (П.) 6) Дома, Фёдору Михайловичу казалось, всё делалось (он) наперекор. (Дост.) 7) Вдалеке виднелась роща, а напротив (она) река. 8) Почти напротив (они) возвышалась остроконечная башня. (Т.) 9) Встретив брата и сестру, мы заметили, что он старше (она).

266. Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употреблении местоимений. Спишите, исправляя предложения.

1) Простой народ любил Базарова. Они понимали, что он свой брат, не барин. 2) Жизнь купечества была подлинным «тёмным царством». В их домах нередко разыгрывались тяжёлые трагедии. 3) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нём могло обитать живое существо. 4) В лаборатории института мы увидели шкафы с различными приборами и химикалиями. Их было около десяти. 5) Надо улучшить работу с остающейся летом в городе детворой, найти её новые, более интересные формы. 6) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 7) Отец просил дочь пригласить её подруг к себе.

(Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). 8. Я пойду позову маму (Чехов). 9. А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой). 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). 11. Брат вступился было за меня (Маршак). 12. Ещё я долго буду петь (Есенин). 12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи (Паустовский). 13. Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других, до тех пор неслыханных в том быту наук (Гончаров). 14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать (Гончаров). 15. Море временами совсем переставало шуметь (Паустовский). 16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься (Лавренев). 17. Антоненко приказал людям покинуть баржу (Конецкий). 18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни (Луконин).Упражнение 3. Выделите грамматические основы предложений. Какие из данных сказуемых являются простыми, а какие – составными? Обоснуйте ответ.1. А матрос шагал израненный, усталый (Семерин). 2. Покорно идёт за мной на поводу мокрая, усталая лошадь (Бунин). 3. В начале августа жары часто стоят нестерпимые (Тургенев). 4. Он стоял к ней боком, надвинув на лоб шляпу (Тургенев). 5. Видно, родился я такой (Бунин). 6. От второй жены у лесника родились две девочки (Исаковский). 7. Вся эта история оказалась глупым вздором (А. Островский). 8. В одно мгновение сани оказались над обрывом (Марков). 9. Дождь в течение лета шёл некрупный и тёплый (Солоухин). 10. Тёплый дождик сыплется впотьмах (Бергольц).

Упражнение 2. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Разберите подлежащие и сказуемые по плану.

1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). 8. Я пойду позову маму (Чехов). 9. А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой). 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). 11. Брат вступился было за меня (Маршак). 12. Ещё я долго буду петь (Есенин). 13. День как будто дремал (Паустовский). 14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла (Чехов). 15. Первые недели плавания принесли разочарование (Паустовский). 16. Подруга каждая тут тихо толк подругу (Крылов). 17. Тут он – ругать меня (М. Горький). 18. А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 19. Пускай они оставят Годунова (Пушкин). 20. Пусть читатели знают эту мою ошибку (М. Горький). 21. Вдруг старушка мать – шасть в комнату (Тургенев). 22. Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись (Тургенев). 23. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния (Катаев). 24. Отсюда берет начало река Кулумбе (Арсеньев). 25. Депутат французского собрания зондировал у Красина почву, выясняя возможность торговли с Россией (Могилевский).

Упражнение 3. В предложениях, представленных в упражнении 2, выделите простые глагольные сказуемые – фразеологизмы. Докажите, что это не составные именные сказуемые.

1. Всё утро я ловлю рыбу. 2. На дне озера лежали истлевшие листья. 3. Во всех звуках есть что-то вечернее. 4. Старуха бросилась было за сыном. 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт. 6. Вот я возьму и продам тройку! 7. Его слова снова задели Валицкого за живое. 8. Я пойду позову маму. 9. А ты и плакать сейчас же. 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо. 11. Брат вступился было за меня. 12. Ещё я долго буду петь. 13. День как будто дремал. 14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла. 15. Первые недели плавания принесли разочарование. 16. Подруга каждая тут тихо толк подругу. 17. Тут он – ругать меня. 18. А ты не обижайся, Емеля. 19. Пускай они оставят Годунова. 20. Пусть читатели знают эту мою ошибку. 21. Вдруг старушка мать – шасть в комнату. 22. Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись. 23. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния. 24. Отсюда берет начало река Кулумбе. 25. Депутат французского собрания зондировал у Красина почву, выясняя возможность торговли с Россией.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Выделите грамматические основы предложений.

1. Он боялся идти к врачам. 2. Приходил лакей звать меня к княгине. 3. Старуха ушла хлопотать об отъезде. 4. Он попросил меня похлопотать об отъезде. 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком. 6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь. 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня. 8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить. 9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле. 10. Долго будет моросить осенний дождь. 11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь. 12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи. 13. Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других, до тех пор неслыханных в том быту наук. 14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать. 15. Море временами совсем переставало шуметь. 16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься. 17. Антоненко приказал людям покинуть баржу. 18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни. 19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл. 20. Она даже не успела поздороваться с ним.

Задание 3. Выделите грамматические основы предложений.

1. Последняя дверь была закрыта. 2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые. 3. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством. 4. С час она лежала неподвижная. 5. Муж и жена люди самые почтенные. 6. Вся рыба – ваша. 7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. 8. Уступить – позорно. 9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста. 10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. 11. Как некстати было это воспоминание. 12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова.

___________________________________________________________________________________________

Задание 4. Выделите грамматические основы предложений. Какие из данных сказуемых являются простыми, а какие – составными? Обоснуйте ответ.

1. А матрос шагал израненный, усталый. 2. Покорно идёт за мной на поводу мокрая, усталая лошадь. 3. В начале августа жары часто стоят нестерпимые. 4. Он стоял к ней боком, надвинув на лоб шляпу. 5. Видно, родился я такой. 6. От второй жены у лесника родились две девочки. 7. Вся эта история оказалась глупым вздором. 8. В одно мгновение сани оказались над обрывом. 9. Дождь в течение лета шёл некрупный и тёплый. 10. Тёплый дождик сыплется впотьмах.

___________________________________________________________________________________________

Задание 5. Выделите грамматические основы предложений. Обоснуйте разграничение подлежащих и сказуемых.

1. Для тебя все люди – покупатели и продавцы? 2. Что же я такое? 3. Ну и забавник ты! 4. Ловкая штучка – умишко человеческий. 5. Потребность упрощать – наша детская болезнь. 6. Какое счастье – уметь всё делать. 7. Точность и определённость – одни из главнейших и необходимейших качеств и условий истинной поэзии. 8. Оленёнок родился таким же пятнистым, как мать. 9. Замечательным свойством Валетки было его непостижимое равнодушие ко всему на свете. 10. В книге было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. 11. Я проснулся на жёсткой вагонной лавке весь закоченелый от жёсткости и утреннего холода. 12. На другой день я рано поутру велел заложить свою коляску. 13. Я пошёл побродить по небольшому, некогда фруктовому, теперь одичалому саду. 14. Принялся я с напряжением глядеть в полумрак лунного, парами застланного света. 15. Аннушка стояла у стены бледная.

далеко сторож отбивает на сельской колокольне часы. Он бьет долго, мерно —

двенадцать ударов. Потом снова темная тишина. Только изредка на Оке

закричит заспанным голосом буксирный пароход.

Ночь тянется медленно; кажется, ей не будет конца. Сон в осенние ночи в

палатке крепкий, свежий, несмотря на то что просыпаешься через каждые два

часа и выходишь посмотреть на небо — узнать, не взошел ли Сириус, не видно

ли на востоке полосы рассвета.

С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким

морозом, полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея,

чуть-чуть провисают, и трава седеет от первого утренника.

Пора вставать. На востоке уже наливается тихим светом заря, уже видны на

небе огромные очертания ив, уже меркнут звезды. Я спускаюсь к реке, моюсь

с лодки. Вода теплая, она кажется даже слегка подогретой.

Восходит солнце. Иней тает. Прибрежные пески делаются тёмными от росы.

Я кипячу крепкий чай в жестяном закопченном чайнике. Твердая копоть похожа

на эмаль. В чайнике плавают перегоревшие в костре ивовые листья.

Все утро я ловлю рыбу. Я проверяю с лодки переметы, поставленные поперек

реки еще с вечера. Сначала идут пустые крючки — на них всю наживку съели

ерши. Но вот шнур натягивает-ся, режет воду, и в глубине возникает живой

серебряный блеск — это ходит на крючке плоский лещ. За ним виден жирный и

упористый окунь, потом — щуренок с желтыми пронзительными глазами.

Вытащенная рыба кажется ледяной.

К этим дням, проведенным на Прорве, целиком относятся слова Аксакова:

«На зеленом цветущем берегу, над темной глубью реки или озера, в тени

кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо

трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, улягутся мнимые

страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся

несбыточные надежды. Природа вступит в вечные права свои. Вместе с

благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя

безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ТЕМЫ

С Прорвой связано много всяких рыболовных происшествий. Об одном из них я

Великое племя рыболовов, обитавших в селе Солотче, около Прорвы, было

взволновано. В Солотчу приехал из Москвы высокий старик с длинными

серебряными зубами. Он тоже ловил рыбу.

Старик ловил на спиннинг: английскую удочку с блесной — искусственной

Мы презирали спиннинг. Мы со злорадством следили за стариком, когда он

терпеливо бродил по берегам луговых озер и, размахивая спиннингом, как

кнутом, неизменно выволакивал из воды пустую блесну.

А тут же рядом Ленька, сын сапожника, таскал рыбу не на английскую леску,

стоящую сто рублей, а на обыкновенную веревку. Старик вздыхал и жаловался:

— Жестокая несправедливость судьбы!

и на счастливцев. У счастливцев рыба клюет даже на дохлого червяка. Кроме

того, есть рыболовы — завистники и хитрецы. Хитрецы думают, что они могут

перехит-рить любую рыбу, но никогда в жизни я не видел, чтобы такой

рыболов перехитрил даже самого серого ерша, не говоря о плотве.

Итак, старику не везло. За один день он обрывал о коряги не меньше десяти

дорогих блесен, ходил весь в крови и волдырях от комаров, но не сдавался.

Один раз мы взяли его с собой на озеро Сегден.

Всю ночь старик дремал у костра стоя, как лошадь: сесть на сырую землю он

боялся. На рассвете я зажарил яичницу с салом. Сонный старик хотел

перешагнуть через костер, чтобы достать хлеб из сумки, споткнулся и

наступил огромной ступней на яичницу.

Он выдернул ногу, вымазанную желтком, тряхнул ею в воздухе и ударил по

кувшину с молоком. Кувшин треснул и рассыпался на мелкие части. И

прекрасное топленое молоко с легким шорохом всосалось у нас на глазах в

— Виноват! — сказал старик, извиняясь перед кувшином.

Потом он пошел к озеру, опустил ногу в холодную воду и долго болтал ею,

чтобы смыть с ботинка яичницу. Две минуты мы не могли выговорить ни слова,

а потом хохотали в кустах до самого полдня.

Мы пошли со стариком на Прорву. Луга еще не были скошены. Ромашка

величиной с ладонь хлестала по ногам.

Старик шел и, спотыкаясь о травы, повторял:

— Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!

Над Прорвой стояло безветрие. Даже листья ив не шевелились и не показывали

серебристую изнанку, как это бывает и при легком ветре. В нагретых травах

кустов его вздохи и возгласы:

— Какое дивное, очаровательное утро!

Потом я услышал за кустами кряканье, топот, сопенье и звуки, очень похожие

на мычание коровы с завязанным ртом. Что-то тяжелое шлепнулось в воду, и

старик закричал тонким голосом:

— Боже мой, какая красота!

— Тащите ее подальше от воды! — крикнул я.

Но старик зашипел на меня и дрожащими руками вынул из кармана пенсне. Он

надел его, нагнулся над щукой и начал ее рассматривать с таким восторгом,

с каким знатоки любуются редкой картиной в музее.

Щука не сводила со старика злых прищуренных глаз.

— Здорово похожа на крокодила! — сказал Ленька. Щука покосилась на Леньку,

и он отскочил. Казалось, щука прохрипела: «Ну погоди, дурак, я тебе оторву

— Голубушка! — воскликнул старик и еще ниже наклонился над щукой.

Тогда и случилась та неудача, о которой до сих пор говорят по деревне.

Щука примерилась, мигнула глазом и со всего размаху ударила старика

Электронная библиотека «100 лучших книг» — это субъективная подборка бесплатных произведений, собранная по принципу «один писатель — одна книга»

Сказуемое — главный член предложения, обозначающий действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.

Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? какой (каков) он? что это такое? кто это такой?

У сказуемого есть два значения — лексическое и грамматическое:

  • лексическое — что говорится о подлежащем (смысл)
  • грамматическое — форма наклонения, времени, числа, лица, рода

Простое глагольное сказуемое

В простом глагольном сказуемом оба значения заключены в одном глаголе (сочетании слов).

Способы выражения ПГС

1. Глаголом в форме одного из наклонений:

Брат читал книгу. (Изъяв. накл.)

Брат прочитал бы книгу. (Условное накл.)

Брат, прочитай книгу. (Повелит. накл.)

2. Глагольным междометием:

Он бряк со стула.

Как заиграла музыка, так он сразу плясать .

1. Сложным будущим временем:

Мы будем учиться в школе.

2. Повторением глагольной формы:

Он всё читает и читает .

3. Повторением глагольной формы с частицей ТАК:

Он сказал так сказал .

4. Повторением глагола в разных формах или однокоренных глаголов:

Читать не читаешь , а книгу в библиотеку не сдаёшь.

Мы ждём не дождёмся гостей.

5. Смысловым глаголом с вспомогательной глагольной формой: Он возьми да согласись .

6. Двумя глаголами в одинаковой форме (один — для обозначения действия, другой — цели этого действия): Пойду прогуляюсь по берегу.

7. Глаголом с частицами ТАК, БЫЛО, ЗНАЙ СЕБЕ:

Я собрался было в поездку, да все билеты уже раскупили.

8. Фразеологизмом — нечленимым сочетанием, которое нельзя разделить на действие и объект и можно заменить одним словом: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь право, изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, счесть необходимым и т.п.

Я сгорел со стыда за свой поступок (= стыдился).

Он вышел из себя (= разозлился).

В каком предложении из пары сказуемое(ые) выделено(ы) верно?

1. Я взял себя в руки и остался на месте.

Он украсил себя стружками и взял в руки бубен.

2. Вдруг вперёд нас бросилось испуганное звуками стадо .

Мне бросилось в глаза старое тряпьё в углу прихожей.

3. Ты упустил из виду самое главное.

Я не удержал в руках птичку и упустил её.

4. Мой спутник словно сквозь землю провалился .

Зверь провалился в яму, вырытую охотниками.

  1. С завтрашнего дня вы будете гулять по утрам.
  2. Пусть каждый узнает об этой новости.
  3. Люди пахать, а мы руками махать.
  4. Наша команда открыла счёт в соревнованиях.
  5. Эта мысль привела её в ужас.
  6. Он выходит из себя по любому поводу.
  7. Растревоженный охотниками, лев впал в ярость.
  8. Дети приняли участие в выставке художественного творчества.
  9. Я буду иметь в виду ваше предложение о сотрудничестве.
  10. На кону стояла жизнь человека.

Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

  1. Всё утро я ловлю рыбу.
  2. Во всех звуках есть что-то вечернее.
  3. Старуха бросилась было за сыном.
  4. Вот я возьму и уйду из дома!
  5. Его слова задели меня за живое.
  6. Я пойду позову маму.
  7. А ты и плакать сейчас же.
  8. Брат вступился было за меня.
  9. Ещё я долго буду петь.
  10. Ваша ложь стоит у меня поперек горла.
  11. Первые недели плавания принесли разочарование.
  12. Малыш прыг с крыльца и убежал.
  13. Пускай он оставит письмо в почтовом ящике.

Составьте предложения, используя в качестве сказуемых данные нечленимые сочетания: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь право .

Готовимся к ОГЭ

Формулировка тестового задания 2

«Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов»

ИЛИ «Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов».

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

(1)Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (2)Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. (3)Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. (4)На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь. (5)Вот и озеро.

  1. Закат пылает, золотит (предложение 1)
  2. Луч солнца касается (предложение 2)
  3. Мыши заглядывают (предложение 3)
  4. Тлеет, кричит (предложение 4)
  5. Озеро (предложение 5)

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

(1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3)Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4)Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5)Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.

  1. Он бродил (предложение 1)
  2. Рыба уплывала (предложение 2)
  3. Он радовался (предложение 3)
  4. Ихтиандр нес её (предложение 4)
  5. Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5)

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

(1)Мы разбрелись поодиночке и только перекликаемся друг с дружкой. (2)Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта. (3)Однако обед все-таки нужен. (4)Маруся расстелила на траве сложенную вдвое газету, положила на нее хлеб, соль и яйца, сваренные вкрутую. (5) С аппетитом мы съели всё и растянулись на траве.

  1. Мы разбрелись (предложение 1)
  2. Мы наелись (предложение 2)
  3. Обед нужен (предложение 3)
  4. Маруся расстелила (предложение 4)
  5. Съели и растянулись (предложение 5)

Подчеркните грамматические основы в каждом предложении.

(1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. (2)Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создают новые горы, впадины, ущелья и долины. (4)А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. (5)Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений.

Презентация на тему: » 8 класс Проверяем домашнее задание Наличие в «Справочнике» теории — по способам выражения подлежащего ; — по ПГС. ТЕОРИЯ ЕСТЬ НА САЙТЕ в WORD-документе.» — Транскрипт:

2 Проверяем домашнее задание Наличие в «Справочнике» теории — по способам выражения подлежащего ; — по ПГС. ТЕОРИЯ ЕСТЬ НА САЙТЕ в WORD-документе. Решить до среды (11 ноября) тест с сайта Захарьиной русскому языку «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения» для 8 класса (указать ФИО, школу) xml На 2-ном листке упр. 100 и 103 (из старого учебника)

3 Домашнее упражнение. Есть ли вопросы? Подчеркни грам.основу, укажи способ выражения подлежащего, тип сказуемого. ГК пропусков и знаков. Поезд мчался в (не)ясную даль и я вспомнил зимняя__ ночь в горах. Все пр_тихли. Несколько человек оглянулось. Иные вздрогнули. Другие отошли в сторону. Разв_вались два полковых знамени поднятые высоко. Мы с товарищем выехали до заката солнца. Вот раздалося «ау» вдалеке. Там где садилось солнце обозначился слабый румянец з_ри. Дом отдыха стоял на бугре поросш__ густым оси__ником и старыми елями. Балтийское море глубоко вдается в материк Европы. Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Комендантша с дочерью удалились. Бабушка с внучкой пришли к нам вечером. Николай с Денисовым ходили по залам. Старик крестьянин с батраком шел под вечер леском.

4 Итоги зачета по подлежащему Отметка Кол-во человек «2» – РНО, утром – на исправление: 1)Справочник с теорией по подлежащему 2)Теория наизусть

5 Повторяем способы выражения подлежащего 1. Н__что н_ _ шевелилось. 2. Остальные шесть ложек и_чезли. 3. Обедающие шумно поднялись. 4. По небу пролетело н_сколько был_стоящих метеоров. 5. Мало__помалу начали просыпать_ся п_рнатые об_татели леса.

6 Повторяем способы выражения подлежащего 1. У ног Оленьки лежали две штуки полотна и н__сколько свертков. 2. Все играющие на контрабасах и тромбонах обыкнов__но не__находчивы. 3. Лет пятнадцать тому назад _здесь было до четырех тысяч? оленей. 4. Н__много погодя Лаптев и его зять с_дели на_верху в столовой. 5. Последние н_ _пожелали во_вращать_ся во Владивосток

7 ПГС ПГС это сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения (изъявительное наклонение, условное наклонение, повелительное наклонение)

8 Другие способы выражения ПГС 1. Инфинитив: Жить родине служить. 2. Междометные глагольные формы : Тут он меня хвать за плечо. 3. Фразеологизм с главным словом глаголом в спрягаемой форме Учитель вышел из терпения, проверив наши работы.

9 4. Глагол в спрягаемой форме + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.): Пусть уезжает с отцом. Да приснятся тебе сладкие сны. Он было пошёл к двери но вдруг остановился. В комнате как будто попахивало гарью. Он словно остолбенел от испуга. Он чуть не умер с горя. Он только что не кувыркался стараясь рассмешить пубылику. Он едва ли не помешался от радости.

10 5. Форма сложного будущего Я буду учиться. Родные будут помогать мне в этом. 6. Сочетание двух глагольных форм с частицей так: Ну братец помог ты мне так помог! 7. Сочетание глагола «пойти» с другим глаголом в той же форме: Пойду поучу теорию по подлежащему. Пойду приготовлю к уроку карандаш и линейку. 8. Сочетание глагола «взять» с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами «да, да и, и» Вот возьму да и удивлю учителя. Возьму да принесу Справочник на урок.

11 9. Сочетание глагола с частицами «да как, знай (себе), ну и, так и, себе»: Мы так и написали работу без двоек Учителя знай себе радуются. 10 Сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа: Он её поедом ест. Она ревмя ревёт. 11. Сочетание двух однокоренных глаголов и частицы «не» между ними, с модальным значением невозможности: Ждем не дождемся Нового года. Считаем не насчитаемся дней до него.

12 12. Сочетание инфинитива с личной формой того же глагола, которой предшествует частица «не», для усиления отрицательного значения сказуемого: Сам учиться не учится и других отвлекает. 13. Сочетание оборота «только и делаю», что с глаголом в той же форме для обозначения интенсивности: Я только и делаю, что читаю. 14. Повторение сказуемого для обозначения длительности действия: Бегу, бегу, а догнать не могу. Зову, зову, а он не откликается.

13 Тренируемся 1. Всё утро я ловлю рыбу. 2. На дне озера лежали истлевшие листья. 3. Во всех звуках есть что-то вечернее. 4. Старуха бросилась было за сыном. 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт. 6. День как будто дремал. 7. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла. 8. Первые недели плавания принесли разочарование.9. Подруга каждая тут тихо толк подругу. 10. Тут он – ругать меня.

14 Домашнее задание Наличие Справочника с теорией по подлежащему и ПГС Знание теории по ПГС – будет зачет Упр. 111 (из старого учебника)- грам.основа, чем выражено сказуемое, ГК знаков

15 Домашнее упражнение Хозяин пр_поднялся сильно толкнул дверь. Подруга каждая тут тихо толк подругу. Вот подошла волчица схватила и понесла куда_то лодоч_ку. Мы оба нагнулись да разом хвать змею!. Он рощи полюбил густые… Отец-то мой ему и полюбись.

Все утро я ловлю рыбу

Цели урока : Знать: основные признаки простого предложения; совершенствовать навыки и умения находить в предложений грамматическую основу; умение определять признаки простого предложения.

Тип урока : урок комплексного применения знаний.

Методы : частично-поисковый, практический, наглядный;

Формы : выполнение тренировочных упражнений;

Оборудование : таблицы «Виды простого предложения» «Главные и второстепенные члены предложения»

І. Организационный момент .

1. Эмоциональный настрой.

2. Объявление темы урока.

3. Проверка готовности учащихся к уроку.

ІІ. Повторение пройденного .

1. Взаимопроверка домашнего упражнения .

2. Работа по карточкам нескольких учеников.

3. Работа по мини-тестам по теме «Вводные слова и обращения».

. ІІІ. Работа по теме урока .. \

1.) Объяснение учителя.

Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-то, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетания, предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа (кто? что?).

Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже, но может быть выражено и другими частями речи (прилагательным, причастием, числительным, наречием, междометием, неопределенной формой глагола), а также словосочетанием.

По цели высказывания предложения могут быть повествовательными (содержат сообщение), вопросительными (содержат вопрос) и побудительными (содержат побуждение). Каждое из них может стать в определенной ситуации восклицательным.

Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим, обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым.

Сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и глагола в неопределенной форме, называется составным глагольным сказуемым.

Сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части, которая может быть выражена прилагательным, существительным, причастием, числительным, местоимением, наречием, синтаксически неделимым словосочетанием, называется составным именным сказуемым.

Простые предложения в зависимости от наличия второстепенных членов делятся на распространенные и нераспространенные.

Нераспространенное предложение состоит только из грамматической основы.

Распространенное предложение – это простое предложение, в котором есть как главные члены предложения, так и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство).

Неполные предложения – это простые предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный). Пропущенные члены в неполных предложениях легко восстанавливаются благодаря предыдущему тексту или ситуации. Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения.

ІҮ . Закрепление темы.

1) Упражнение 1 . Выразительно прочитайте предложения, взятые из сказок А.С. Пушкина. Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.

1. Смилуйся, государыня рыбка! 2. Воротился он ко старухе. Что ж он видит? 3. Чего тебе надобно, старче? 4. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 5. Вы ж, голубушки сестрицы, выбирайтесь из светлицы, поезжайте вслед за мной. 6. Выплесни ты нас на сушу! 7. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? 8. Не видал ли где на свете ты царевны молодой? 9. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Упражнение 2 . Спишите предложения, подчеркните грамматические основы. Надпишите, чем выражены главные члены. Дайте характеристику предложений по наличию в них главных и второстепенных членов.

а) 1. Буря усилилась. Высокие сосны со скрипом раскачивались. Осины трепетали всеми своими листьями. Дождь лил непрерывно. Костры погасли. (В.Ян) 2. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. (К.Паустовский) 3. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. (К.Паустовский)

б) 1. Восходит солнце. Туман тает. Все утро я ловлю рыбу. (К.Паустовский) 2. Темнеет зимний сад. (И.Бунин) 4. Роса дождем легла на пыль. (И.Бунин) 4. Уж ветер шарит по пустому полю. (И.Бунин)

Упражнение 3 . Спишите, подчеркните грамматические основы предложений.

1. Пятьдесят четыре тома там стояли за стеклом. (С.Маршак) 2. Никто не отозвался и не напал на след. (С.Михалков) 3. Однажды двадцать пять портных вступили в бой с улиткой. (С.Маршак) 4. Мы долго с ней бежали по болоту. (И.Бунин) 5. Три смелых зверолова бродили целый день. (С.Маршак) 6. Что случилось в школе? 7. Кто-то терем прибирал. (А.Пушкин) 8. Мать и сын идут ко граду. (А.Пушкин) 9. У опушки две старушки брали грузди и волнушки. (Е.Благинина)

Упражнение 4 . Спишите, подчеркните грамматические основы предложений. Сверху надпишите, чем выражены сказуемые.

а) 1. Красивы сосны в зимнем наряде! 2. Тонок лед на реке. 3. Прекрасен в осеннюю пору лес! 4. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (И.Соколов-Микитов) 5. Вода в горных речках холодная. 6. Чист первый снежок.

Упражнение 5. Спишите, выделяя грамматические основы предложений. Сверху надпишите, чем выражены главные члены.

1. И только изредка прохладный ветерок пошевелит листы осин. (И.Никитин) 2. Перед закатом набежало над лесом облако. (И.Бунин) 3. Теперь душист над саклей тонкий дым. (И.Бунин) 4. В глубоких колодцах вода холодна. (И.Бунин) 5. Рдяны краски, воздух чист, вьется в пляске красный лист. (М.Волошин)

Ү. Итог урока .

ҮІ. Оценка за урок с комментированием .

ҮІІ. Задание на дом . Упражнение 4 на стр. 34-35.»Лесная сказка»Спишите и подчеркните грамматическую основу каждого предложения и охарактеризуйте каждое предложение.

Все утро я ловлю рыбу

Валерия Дубровина

Все утро я ловлю рыбу

5 июня, 13:39

Все утро я ловлю рыбу

Фото: ГУ МВД России по Ставрополью

Уловом мужчина заполнил половину лодки.

Расследование дела о незаконной добыче водных биологических ресурсов окончено в Апанасенковском округе. Об этом в воскресенье, 5 июня, сообщает пресс-служба ГУ МВД России по Ставропольскому краю.

Рыбака-нарушителя обнаружил участковый уполномоченный полиции. Судя по фото, опубликованному полицией, мужчина успел заполнить рыбой почти половину своей резиновой лодки.

«Следствием установлено, что житель села Дивного на участке Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна при помощи сетей осуществил вылов более 80 особей рыбы различных пород. Ущерб составил около 35 тысяч рублей», — прокомментировали в полиции.

В настоящий момент уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в Апанасенковский районный суд для рассмотрения по существу.

Новую парковую зону благоустроили в станице Новоалександровского округа

В посёлке Курского округа стартовал ремонт спорткомплекса

Посвящённая развитию туризма конференция пройдёт в Ставрополе

Детям из Луганска показали Кисловодск и дельфинарий

Глава Ставрополья: курсы сестёр милосердия в крае окончили 128 человек

Массовый перелёт в Кисловодск через Эльбрус на аэростатах перенесли из-за погоды

Хроника текущих событий

Архив программ

Смотрите нас везде

Все утро я ловлю рыбу

Читайте нас в соц-сетях

Программы

Автономное учреждение

Своё ТВ

Все материалы сайта являются объектами авторского права. Цитирование материалов сайта допускается только при условии установки активной гиперссылки на оригинальный материал. Копирование, распространение, иное использование опубликованных на сайте видеоматериалов без предварительного согласия правообладателя не допускается. Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или лицом, которое главный редактор специально уполномочил. Не каждая позиция главного редактора является официальной позицией редакции. О позиции редакции главный редактор объявляет особо.

Оставаясь на этом сайте, вы даете своё согласие на использование и отслеживание cookies-файлов Понятно

Все утро я ловлю рыбу

Основным признаком предложения является наличие грамматической (предикативной основы).

Грамматическая основа – это основная часть предложения, которая состоит из главных членов (подлежащего и сказуемого или только из одного главного члена).

В соответствии с этим предложения делятся на двусоставные и односоставные.

В городе наступает ночь.

Грамматической основой данного двусоставного предложения является сочетание сказуемого и подлежащего «наступает ночь».

«Ночь…» Главным членом данного односоставного предложения служит слово «ночь».

Подлежащее — главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?

При этом подлежащее может выражаться разными частями речи.

Кедр белеет под снегом.

Что? кедр – это подлежащее, способ выражения – имя существительное.

Он уехал в столицу.

Кто? он – это подлежащее, способ выражения – местоимение.

Сытый голодного не разумеет.

Кто? сытый — это подлежащее, способ выражения – субстантивированное имя прилагательное.

Семеро одного не ждут.

это подлежащее, способ выражения – имя числительное.

Готовиться к экзамену непросто.

Что? готовиться — это подлежащее, способ выражения – инфинитив (неопределенная форма глагола).

Побеждают только верящие.

Кто? верящие — это подлежащее, способ выражения – причастие.

Наконец наступило завтра.

Что? завтра — это подлежащее, способ выражения – наречие.

Таким образом, подлежащее может быть выражено и служебными частями речи: предлогом, союзом частицей.

В воздухе прокатилось «ура».

Что? ура — это подлежащее, способ выражения – междометие.

Мать с дочерью гуляли в парке. Кто? мать с дочерью.

Несколько учеников стояли около класса. Кто? несколько учеников.

В данных предложениях подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием.

Грамматическая основа является предикативным ядром предложения

Предикативность это отношение высказывания к действительности.

Предикативность базируется на следующих понятиях: синтаксическое время и модальность.

То, что сообщается в предложении, предстаёт в определённом времени: прошедшем, настоящем или будущем).

В предложении «Ночь наступила.» синтаксическое время прошедшее.

В предложениях «Ночь наступает. Ночь…» синтаксическое время настоящее.

В предложении «Ночь наступит.» синтаксическое время прошедшее.

Не всегда синтаксическое время совпадает с временной формой глагола. Например, в предложении «Завтра мы идем в кино.» синтаксическое время будущее, не смотря на форму настоящего времени глагола «идти».

Второй категорией предикативности является модальность, которая выражает отношение сообщаемого к действительности.

В предложении сообщается о реально осуществляемом факте действительности или ирреальном — требуемом или желаемом и возможном.

На дворе осень. – реальная модальность, т. к. сообщается о реально осуществляемом.

Пусть наступит осень! – ирреальная модальность, т.к. сообщается о требуемом.

Давайте рассмотрим алгоритм работы с грамматической основой предложения

1. Внимательно рассмотрите предложение и определите его основную мысль

3. Определите сказуемое в предложении

4. Отметьте в предложении найденную основу

5.Если подлежащих и сказуемых несколько, уточните грамматическую структуру предложения

Если все подлежащие и сказуемые согласованы друг с другом грамматически и по смыслу, то это указывает на простое предложение.

Если подлежащие и сказуемые независимы и имеют самостоятельное значение, то перед вами предложения с двумя или более основами, между которыми есть сочинительная или подчинительная связь. Это сложное предложение

Теперь в качестве повторения материала на конкретных примерах потренируйтесь в определении грамматической основы предложения.

1) Упражнение. Выразительно прочитайте предложения, взятые из сказок А.С. Пушкина. Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.

1. Смилуйся, государыня рыбка! 2. Воротился он ко старухе. Что ж он видит? 3. Чего тебе надобно, старче? 4. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 5. Вы ж, голубушки сестрицы, выбирайтесь из светлицы, поезжайте вслед за мной. 6. Выплесни ты нас на сушу! 7. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? 8. Не видал ли где на свете ты царевны молодой? 9. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Упражнение . Спишите предложения, подчеркните грамматические основы. Надпишите, чем выражены главные члены. Дайте характеристику предложений по наличию в них главных и второстепенных членов.

а) 1. Буря усилилась. Высокие сосны со скрипом раскачивались. Осины трепетали всеми своими листьями. Дождь лил непрерывно. Костры погасли. (В.Ян) 2. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. (К.Паустовский) 3. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. (К.Паустовский)

б) 1. Восходит солнце. Туман тает. Все утро я ловлю рыбу. (К.Паустовский) 2. Темнеет зимний сад. (И.Бунин) 4. Роса дождем легла на пыль. (И.Бунин) 4. Уж ветер шарит по пустому полю. (И.Бунин)

Упражнение 3 . Спишите, подчеркните грамматические основы предложений.

1. Пятьдесят четыре тома там стояли за стеклом. (С.Маршак) 2. Никто не отозвался и не напал на след. (С.Михалков) 3. Однажды двадцать пять портных вступили в бой с улиткой. (С.Маршак) 4. Мы долго с ней бежали по болоту. (И.Бунин) 5. Три смелых зверолова бродили целый день. (С.Маршак) 6. Что случилось в школе? 7. Кто-то терем прибирал. (А.Пушкин) 8. Мать и сын идут ко граду. (А.Пушкин) 9. У опушки две старушки брали грузди и волнушки. (Е.Благинина)

Упражнение 4 . Спишите, подчеркните грамматические основы предложений. Сверху надпишите, чем выражены сказуемые.

а) 1. Красивы сосны в зимнем наряде! 2. Тонок лед на реке. 3. Прекрасен в осеннюю пору лес! 4. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (И.Соколов-Микитов) 5. Вода в горных речках холодная. 6. Чист первый снежок.

Упражнение 5. Спишите, выделяя грамматические основы предложений. Сверху надпишите, чем выражены главные члены.

1. И только изредка прохладный ветерок пошевелит листы осин. (И.Никитин) 2. Перед закатом набежало над лесом облако. (И.Бунин) 3. Теперь душист над саклей тонкий дым. (И.Бунин) 4. В глубоких колодцах вода холодна. (И.Бунин) 5. Рдяны краски, воздух чист, вьется в пляске красный лист. (М.Волошин)